Мастер-класс. Панно в технике маркетри | Делаем своими руками

Мастер-класс. Панно в технике маркетри

Рубрика: Мастер-класс

Вашему вниманию предлагается Мастер-класс. Панно в технике маркетри. Маркетри представляет собой вид мозаики по дереву, мозаичный набор при котором выполняют из тонких слоёв древесины различных пород. Частички мозаики врезаются в шпон, который служит фоном, закрепляют при помощи бумажной ленты с клеем, и наклеивают вместе с фоном на изделие. Ниже мы пошагово рассмотрим технологию создания маркетри.

Нам понадобятся: маленький и большой нож-резец, бруски для заточки и правки кромки, лента гуммированная, бумага для рисования, ватман, калька, гелиевая ручка, карандаш, нитролак, линейка, шпон разных пород деревьев, пресс, фанера, ПВА клей, кнопки, станок наждак, грузы, дрель (с насадкой для ошкуривания), стол на основе полистирола, шлифовальная шкурка, губка для ленты гуммированной.

image

Панно будем делать размером 50х40 см. Работа выполняться будет при помощи зеркального набора. Лицевая сторона при данном варианте склеивается лентой гуммированной, изнаночная же – приклеивается впоследствии на основу. Соединяются между собой детали при помощи ленты гуммированной, которая представляет собой бумагу, покрытую с одной стороны клеем. Когда ленту намачивают водой, верхняя сторона становится тоже клейкой.

Когда лента очень широкая, её можно разрезать на тоненькие полоски вдоль. Нож-резец является основным инструментом для маркетриста.

Вся работа проводится на столе, специально предназначенном для маркетри, который имеет наклонную столешницу, покрытую полистиролом. При отсутствии такого стола, можно взять наклонную крышку и покрыть её полистиролом, а затем положить её на обычный стол.

Выполнять работу будем мы по частям, разбивая рисунок на фрагменты, дабы упростить работу по выполнению набора на столе. Следует уделить особое внимание освещению, поскольку при неправильном освещении (чересчур ярком либо недостаточном), можно легко ошибиться в цвете. Самым оптимальным является дневной рассеянный свет, либо искусственный, который максимально к нему приближен.

Для начинающих хорошим помощником в занятии маркетри станет палитра из шпона. Пластинки нужно разложить по кругу, начиная от светлых, к более тёмным. Это поможет выбрать древесину правильно. Закон контрастов – основной закон маркетри.
Следует половинку пластинок шпона вскрыть лаком, дабы иметь возможность видеть, как цвет измениться при обработке.

Шаг № 1. Эскиз. Выполнять эскиз нужно карандашом на небольшом листе бумаги. При этом следует проводить разбивку по тону, штрихуя в зависимости от светлоты деталей. Эскиз – основная составляющая работы. На эскиз мы будем ориентироваться в дальнейшем, при наборе рубашки. Рубашка представляет собой различные части шпона, составляющие рисунок. В дальнейшем рубашку наклеивают на основу.

Шаг № 1. Эскиз.

Шаг № 2. Картон. Теперь эскиз следует перенести на ватман, изображение при этом увеличиваем, поскольку рисунок, наносимый на ватман, должен отвечать размеру работы (50х40 см, в нашем варианте). Делать рисунок нужно чётким и точным, ведь изображение с него будет переноситься на кальку.

Шаг № 2. Картон.

Рисунок разрабатываем под мозаику наборную. Каждый тон должен соответствовать отдельному сегменту. К примеру, ваза включает различные сегменты по тону: вода, стебельки цветов, рефлексы, блики на вазе и тому подобное.

Шаг № 3. Калька. Подетально переносим рисунок на ватмане на кальку. В нашем варианте 3 главные детали. Это фон, ваза с цветами и книга. Накладываем кальку на ватман, фиксируя при этом углы грузами либо же кнопками. Изображение всех деталей переносим на кальку. Делать это лучше всего чёрной гелиевой ручкой, поскольку линии, которые получаются от карандаша, не очень контрастны. Каждую деталь нужно переносить на отдельный лист. Фон переносим на один лист, вазу и цветы – на другой, книгу – на третий. Все линии переносить нужно очень точно и аккуратно, дабы не было искажений в рисунке.

Шаг № 3. Калька.

Шаг № 4. Затачиваем нож. Начинать работу со шпоном нужно с хорошо заточенным ножом. Он должен быть отполированным и острым. Заточку лучше проводить на абразивном камне либо же на бруске, смоченном предварительно водой, дабы не сжечь лезвие ножа. Далее полируем на войлочном круге лезвие ножа. Во время работы время от времени нужно править лезвие ножа. Когда нож острый, он не мучает дерево, детали получаются ровненькими, меньше во время работы крошиться шпон. А это позволяет состыковывать плотнее детали.

Шаг № 4. Затачиваем нож.

Шаг № 5. Набор основы в материале. Нужно для работы приготовить шпон из разнообразных по тону пород деревьев. Вначале нужно набрать фон, поскольку именно на него ориентироваться будем в своей работе. Когда есть набор основных деталей, можно подобрать шпон нагляднее. А это обеспечит гармоничное вписывание деталей в фон. При подборке материала следует помнить – шпон при лакировке меняет свой оттенок на более сочный и тёмный.

Аккуратненько вырезаем ножом на кальке сегменты деталей. Необходимый шпон подкладываем под вырезанную часть. Предварительно нужно просмотреть все типы древесины и выбрать самый подходящий. Нужно также подобрать и необходимое направление волокон. После режем шпон строго по вырезанному краю кальки. Сначала следует наметить контур ножом, а уже потом вырезать деталь за несколько приёмов. Теперь нужно перевернуть кальку и приклеить аккуратно кусок вырезанного шпона к кальке по контуру при помощи ленты гуммированной. Губкой смачиваем ленту водой. Далее необходимо вырезать следующую часть на кальке, которая примыкает к сделанной только что детали. Под него подкладываем кусок шпона, вырезаем аккуратно по контуру, потом кальку переворачиваем и лентой гуммированной приклеиваем шпон с одной стороны к уже приклеенному куску шпона, а с другой – к кальке. И таким образом набираем постепенно весь фон.

Если лента гуммированная во время работы детали склеивает не сразу, нужно положить на место стыка на некоторое время грузило.

Шаг № 5. Набор основы в материале.

Шаг № 6. Набираем основные детали. Аналогично тому, как мы набирали фон, набираем все основные детали. А потом аккуратненько их вырезаем ножом из кальки.Шаг № 6. Набираем основные детали.

Шаг № 7. Врезаем в фон основные детали или собираем рубашку. Когда все детали набраны, можно приступать к сборке рубашки. При этом накладываем основные детали на фон и проводим компоновку рисунка. На фоне детали все фиксируем при помощи грузиков и врезаем поочередно. Фон прорезаем аккуратненько ножом по контуру деталей. Вырезанную часть убираем, вставляем туда детали и приклеиваем с внутренней стороны в нескольких местах при помощи ленты гуммированной.

Шаг № 7. Врезаем в фон основные детали или собираем рубашку.

Шаг № 8. Врезаем теперь следующие детали аналогично процессу врезки. Фиксируем деталь на фоне грузиками и по контуру аккуратненько вырезаем фон. Вырезанную область шпона убираем, вставляем туда деталь и приклеиваем с внутренней стороны лентой гуммированной.

Шаг № 8. Врезаем теперь следующие детали аналогично процессу врезки.

Шаг № 9. Выравниваем. Когда рубашка полностью набрана, переходим к выравниванию краев, используя линейку, нож и грузики. Каждый угол рубашки должен быть прямым.

Шаг № 9. Выравниваем.

Шаг № 10. Паспарту. Этот шаг – завершающий этап сборки рубашки. Нарезаем тоненькие полоски светлого и тёмного шпона с помощью линейки, ножа и грузил для паспарту. Далее их приклеиваем к рубашке с внутренней стороны лентой гуммированной.

Шаг № 10. Паспарту.

Шаг № 11. Рубашка наша готова. Проверяем работу, поскольку могут некоторые мелкие детали выпасть. В этом случае их нужно восстановить.

Шаг № 11. Рубашка наша готова

Шаг № 12. На основу клеим рубашку. В нашем варианте основа – это фанера в 8 мм. толщиной. Нужно подготовить основу. Для этого фанеру выпиливаем по размеру рубашки. На основу наносим слой клея и ждём минут 15. После этого наносим на основу следующий слой клея. Теперь клей наносим на рубашку. Наносить клей нужно там, где нет ленты гуммированной. При этом тщательно следует промазать клеем поверхность, заполняя все пустоты и неровности. Прикладываем рубашку к основе. Проверьте хорошенько, чтобы углы рубашки и основы совпадали.

Шаг № 12. На основу клеим рубашку.

Шаг № 13. Запрессовка. Чтобы провести запрессовку нам понадобится пресс типографский. Под пресс помещаем нашу работу. При этом нужно положить между поверхностью пресса и рубашкой плёнку лавсановую, дабы рубашка не отслоилась от основы. Работу нужно выдержать под прессом в течение суток.

Шаг № 13. Запрессовка.

Шаг № 14. Циклёвка. По истечению суток, достаём работу из-под пресса и проводим циклевку. Лента гуммированная в это время очень хорошо отслаивается. Циклевать работу следует при помощи большого ножа. Там, где плохо отходит лента гуммированная, очищаем шлифовкой.

Шаг № 14. Циклёвка.

Шаг № 15. Шлифовка. Чтобы провести шлифовку, нам понадобится обычная дрель, насадка для шлифовки. Главное шпон не сошлифовать до фанеры.

Шаг № 15. Шлифовка.

Шаг № 16. Покрываем лаком. Покрывать работу следует матовым лаком, поскольку такой лак не даёт бликов, а значит, не мешает воспринимать маркетри. Наносить лак следует при помощи кисточки либо краскопульта.

Шаг № 16. Покрываем лаком.

Покрывать работу нужно в 6 слоев. При этом разбавлять постепенно растворителем. При нанесении первого слоя, лак разбавлять не нужно. А все последующие слои следует немножко разбавлять. При этом, когда слои лака подсыхают, их нужно обработать шкуркой наждачной. Не шкурим лишь последний слой лака.

Вот и всё, завершен Мастер-класс. Панно в технике маркетри. Наша работа готова. Можно её обрамить красивой рамкой.

Источник мастер-класса.

Один комментарий к Мастер-класс. Панно в технике маркетри

Avatar

максим

14th Январь 2015 в 5:13 пп

после как рубашка запрессована и высохла,отклеивать гумирку нужно с помощью влажной губки,и щлифовать пано надо орбитальной шлиф.машинкой,а не насадкой на дрель,при обрезании рубашки пользоваться нужно струбциной зажимая линейку,полировку лезвия ножа производить о кожаный ремень, смазаный пастой ГОИ.как полировку лезвия опасной бритвы. И самое главное,клеем пва.намазываем только фанеру,рубашку не смазываем!!!!!!!!!!а то она просто может разоитись,и тогда кирдык вашей картине,такое ощущение что мастера научили только рубашку набирать,а фанеровать,шлифовать,и производить отделку пано,про это ему не сказали.

Оставить комментарий или два



О авторе
Резьба по дереву Зовут меня Кирилл. Активно увлекаюсь резьбой по дереву и всё, что с этим связанно. Также на сайте вы найдете очень много полезных и ценных материалов по бисероплетению. Надеюсь, Вы найдёте полезную информацию в этом уютном блоге. Буду рад разместить Ваши работы!

---

Если статья оказалась полезной:

---

Следить за обновлениями блога:


Резьба по дереву

Сушка древесины. Виды и способы.

Бисероплетение и деревья из бисера







Свежие статьи




Рубрики

Архивы




Рейтинг@Mail.ru